Надежная и бесперебойная работа двигателя обеспечивается в первую очередь правильным выбором его параметров, а также установкой необходимых систем его защиты.
К таким аппаратам относятся:
- автомат защиты электродвигателя
- пускатель ручной кнопочный
- автоматический выключатель
- тепловое реле
- частотный регулятор
- софт-стартер с функциями защиты
Вышеперечисленные электрические устройства являются средствами ограничения развития аварий и предотвращения неноминальных режимов работы электродвигателя.
Основным и наиболее эффективным средством для защиты электрических машин является электрическая защита, которая делиться на следующие виды:
- максимально-токовая защита (автоматы, предохранители, электромагнитные реле)
- защита от перегрузки или тепловая защита (тепловое реле, автоматы с тепловым расцепителем)
- защита от неполнофазного режима работы (тепловые и электромагнитные реле)
- защита от минимального напряжения (реле минимального напряжения)
Существенно значение в процессе эксплуатации имеет правильность выбора и настройка защитного аппарата.
В настоящее время широкое распространение получили автоматы защиты двигателя (АЗД) сочетающие в себе устройства защиты от короткого замыкания и перегрузки (тепловой защиты). Большинство известных брендов выпускают подобные устройства типа MS (ABB), ПРК (IEK), GV2 (SCHNEIDER ELECTRIC), MMS (ESQ) на номиналы от 0,6 А до 63 А (и выше).
Серийно выпускаемые автоматы защиты двигателя выполняют функцию максимальной токовой защиты и теплового реле.
Максимальная токовая защита обладает многократностью действия и позволяет осуществить защиту двигателя не только от короткого замыкания, но и от других ненормальных режимов работы (застопоривания двигателя, ненормальных увеличений тока). Особенностью данного типа защиты является возможность регулирования тока срабатывания в пределах от 70% до 200 % от номинального катушки.
Тепловая защита имеет актуальность при продолжительных режимах работы электродвигателя (более 30 минут)и служит для предохранения перегрева обмоток электрической машины при длительных перегрузках. Также тепловое реле, входящее в состав автомата защиты двигателя сможет осуществить защиту от работы в двухфазном режиме.
Различаются автоматы защиты двигателя по рабочим диапазонам номинальных токов двигателей.
Пример таблицы выбора оборудования по номинальному току и мощности двигателя приведен ниже:
Аппараты защиты двигателей следует выбирать таким образом, чтобы фактический ток двигателя находился в пределах диапазона уставок по току.
В части использования функции теплового реле, следует отметить на невозможность его применения в электроприводах, работающих в повторно-кратковременных режимах работы (привод крана), а также имеющих разность температуры окружающей среды места установки теплового реле и электродвигателя. В приведенных случаях корректной защиты от теплового реле ждать не стоит.
Стоит отметить, что тепловое реле не защищает от тока короткого замыкания, а более того, само нуждается в защите. Для этого и служит максимальная токовая защита.
С целью реализации широких функциональных возможностей, автоматы защиты двигателя оснащаются следующими аксессуарами:
- вспомогательными контактами для бокового/фронтального монтажа
- сигнальным контактом для бокового монтажа
- расцепителем минимального напряжения
- дистанционными расцепителями
Предусмотрены варианты корпусов со степенью защиты IP65.
Схема управления с применением автоматов защиты двигателя позволяет сократить затраты и уменьшить габариты установки, обеспечивая при этом высокую скорость реакции при возникновении неноминальных режимов.
Подробное руководство по выбору автоматов защиты на примере бренда ABB можно скачать по ссылке - Руководство по выбору.